Современный сюрреализм
RU EN





СОВРЕМЕННЫЙ СЮРРЕАЛИЗМ



>>ВЫБРАТЬ<<...( 36288 вариантов)


Раньше сюрреализм из ошибок делал искусство, и дошло до того, что теперь ошибки называют искусством и сюрреализмом.
Признаки жанра впитались в моду, коммерцию, но это не тот вирус, от которого можно излечится так просто приспособившись. Разве знают те "радикальные" дизайнеры, имиджмейкеры, стилисты, продюсеры и прочие, что пытаются выглядеть таким способом модными, какая западня им уготована? Всему свое время. Но к сожалению и "потенциальные первопроходцы неизвестного" смотрят на сюрреализм как на предсказуемый ресурс, обычный к тому же до невозможности. Их влечет в другую сторону, и боюсь подальше от искусства вообще.

Хотелось бы уточнить вначале - что это, современный сюрреализм, какими признаками обладает, чем претендует на свое место в современном искусстве. Большинство признаков утрачено, однако половые обычно предстают в слишком раздутом гипертрофированном виде, кажется художники потеряли то заветное чувство меры и пропорции, когда преподносят его таким, одной гротескности ведь недостаточно. Забыв напрочь добавить уникальность и другие немаловажные ингредиенты.

Я просматриваю время от времени все новые картины в этом стиле и они может быть оригинальны и мастерски выполнены, но в большинстве не уникальны и скорее бессмысленны. Подобных сюжетов не задумываясь можно придумать тысячу. Подряд. Это не называется уникальность.

Такие однообразные поля привлекают пахарей, но не первопроходцев, им подавай дебри, где каждый новый шаг может вести в неведомое. Такими дебрями до недавнего времени было подсознание и мистика. Не сказать, что сейчас в этом разбираются хорошо, но туда добрался "второй поток" после первопроходцев, люди деловитые и имеющие большие планы на разведанные земли. Это на данный момент и в общем плохого пока мало. А после понятно, что произойдет.

Такое сравнение можно приплести ко многому и в данном случае к сюрреализму, но кто может ручаться, что не-реальность можно исчерпать, приручить, посадить в клетку? Согласен, даже подсознание в наше время не представляет загадки, после раздевания её и препарирования вживую.

Оккультизмом погрязли все кому не лень, хотя обычно им только ленивые и занимались, но подсознание сдается мне уцелело, а то что плавает на поверхности обманка для отвода глаз. Я только потому говорю про это, что никаким скальпелем логики теперь её не достать.

Те самые картины, большинство которых я обвинял в отсутствии уникального смысла сначала показались мне полностью бессмысленными. Но постойте, может ли так быть, что множество художников пост-сюрреалистов на разных континентах сговорились на бессмыслицу?

Так не бывает. Язык творчества объединяет художников, как язык жестов для немых, поэтому там должно быть нечто, воспринимаемое интуитивно или еще как, что заставляет художника из многих комбинаций сюжета выбрать подсознательно именно эту.

Основной вред подсознанию нанесло дешифрование, как хитрый код, разгаданный вдруг, оно стало неактуально и ненужно. Каким бы изобретательным не были способы шифрования кажется их разобрали и разложили по полочкам. Загадка и тайна в этом отношении постепенно вымирает.

Однако можно доказать, что есть способы кодирования информации без возможности практически разгадать код в обратном порядке. По крайней мере по современным возможностям.

И это может быть заставит перестать теребить остатки глубинного сознания нерадивыми психоаналитиками.

Возьмем для примера слово "огнетушитель", оно может символизировать много чего с точки зрения фрейдизма, но думаю как всегда фрейдисты и прочие остановятся на том, что огнетушитель это один из подсознательных воплощений мужского детородного органа.

По каким методам одно слово можно соотносить с другим ассоциативно? Последовательность букв можно разобрать по словам,состоящим из этих символов, по выраженным символичным признакам - цвет, вес, скорость, форма и т.д. По связи предмета с другими символами согласно неким произошедшим/ожидаемым или вымышленным событиям. Но связь какая-либо присутствовать должна. Чтобы необратимо засекретить информацию достаточно произвести шифрование хотя бы по фрейдистским правилам несколько раз подряд. Подсознанию это раз плюнуть. Как минимум пять часов в сутки во сне оно этим и развлекается.

Достаточно разбить слово "огнетушитель" на два - "пена"(ожидаемое событие) и "емкость"(сущность формы), которые не будут прямой символизацией отдельно, но только взятые вместе. Теперь достаточно применить к ним еще одну конвертацию и сложить вместе. И даже не к ним обоим достаточно, а к одному из значений. Не задействованно осталось словообразование новых значений из составляющих слово букв, хотя и при переводе на другой язык смысл теряется, для примера взять можно. Итак "пена" будет "пенальти" и вполне законно.Емкость для пенальти - футбольные ворота. Сохранили и связь с половой функцией, так как по мнению психологов мяч, влетающий в ворота символизирует совокупление и оргазм. Связь с огнетушителем есть, но практически недосягаема для логики, хотя ей же и построено.

Таким образом огнетушитель предстает футбольными воротами, а лимон также может стать алмазом. Поэтому можно вполне спокойно изобразить бесцветный драгоценный камень вместо лимона и наоборот, они взаимозаменяемы по смысловому содержанию.

Таких манипуляций над символом можно провести любое кол-во раз подряд, и в общем если подсознание задастся целью качественно шифровать данные перед архивированием, оно этого добьется. В причудливых формах.

И стоит ли удивляться, когда художник, задумывая сюжет для картины вдруг начинает получать неожиданные образы, идущие вроде бы ниоткуда. Его задача всего лишь законспектировать их на холсте.

В связи с этим художники разделяются на три группы. Первая напрочь отметает навязчивые идеи и внезапно сформировавшиеся мысли, считая правильным использовать только понятные логические построения. Вторая ждет момента, когда эти идеи нахлынут, и в общем считает остальное незначительным. Третьи же осознавая, что эти гости вроде и принадлежат ему, а может быть и нет, устраивают состязание,добавляют от себя, переделывают и в итоге мы получаем произведения на первый взгляд содержащие что-то, но в большинстве своем атрофированные и исковерканные по восприятию сущности. В большинстве, но не все.

Хоть я склонялся первоначально к бессмысленности, но теперь готов признать суть в этих непонятных картинах современных художников сюрреализма. Я также знаю, что полной беспричинности не бывает, ничто не существует без признаков в прошлом. Если отбросить тех донкихотов, которые отправились на поиски абсолютной, случайной бессмыслицы и глупости, то останется изрядное количество произведений заслуживающих внимания. Или, если развернуть, количество художников, заслуживающих внимания картин для своего появления.

В конце концов достаточно представить, что нереальное или реальное изображение, а фантазийная картина и является одним из таких изображений, может отображать что угодно вообще вместо белоснежного чистого холста, и даже больше чем представит любая фантазия. Поэтому надежда встретить достойное произведение есть всегда. Это не так уж и плохо.

Располагать такой неординарный жанр как сюрреализм на общей линейке актуальностей было бы неправильным. Он должен нарушить график взлета/падений ценностей и этим доказать свою абсурдность еще не раз.

Для тех же кто посчитал, что сюрреализм устарел, а точнее приелся, повторите это слово миллион раз и под конец задайтесь вопросом - так ли это? Я не шучу - вот ровно миллион.

________________________

Фома Тутуров октябрь 2009
Современный сюрреализм



еще на сайте статьи, рассказы:
Стилус и кисть, качество и сюжет
Зомби В Эрмитаже Эксперимент "Ташизм"
История сюрреализма    Антидизайн

fomiash I живопись I графика I статьи I книги I автор I карта сайта


артефактыкомиксымобильная версияновости и событияRSS