сюрреализм
RU
-------

Сюрреализм для чайников











   
Манифест сюрреализма

В этой памятке сюрреалиста, надеюсь достаточно противоречивой и непоследовательной, чтобы можно было применять на деле её принципы и найти в этом смысл, вкратце описаны ключевые моменты зарождения сюрреалистического движения. Перечислены существовавшие в то время документы, которые можно назвать манифестами сюрреализма.

Родоначальником сюрреализма является писатель Андре Бретон, превративший свои анархические мысли в железобетонный фундамент, а затем, как и подобает диктатору при захвате власти, построившем на этой основе четкую идеологическую позицию. Надо сказать, что сюрреализм по определению был не столько художественной академией, сколько стилем, ситуационным действием, поэтому мало поддавался управлению и после смерти Бретона расползся по сторонам и никаким регулировкам и корректировкам уже не подлежит.

Андре Бретон, а также его единомышленники Поль Элюар, Луи Арагон, Бенжамен Пере, Филипп Супо начали действовать на фоне первой мировой войны, в тот момент, когда цивилизация и народы, наблюдающие кризис устоявшегося миропорядка, теряют смысл своего существования. Бессознательный бунт не имел ничего общего с сытым благоденствием буржуазии, получив в дальнейшем коммунистическую политическую подоплеку, хорошо, что временно. Вообще сюрреализм проявлял чудеса изобретательности, показывая одновременно интерес к терроризму и сновидениям например, ко всему, где может зацепиться новорожденное философско-идеологическое течение. Но это произошло немного позднее, а тогда, на волне краха ценностей разобщенные писатели, поэты и позднее художники, в тумане неопределенности нашли друг друга, сформировав новое протестное движение.

Первоначальный сюрреализм сконцентрировался на соединении крайностей, с игнорированием обыденного, пытаясь увязать способы уводившие в сторону от реальности с практиками возвращавшими к активной общественной жизни. Противоречие это как бы пыталось миновать прогнившую сердцевину, приведшую к кризису социальной и политической жизни.

В "чистом" виде сюрреализм, как отрешенная идея сама по себе, мало имеет общего с таким вторжением в реальность, как произошло с французским сюрреализмом изначально (это было скандальное рождение нежеланного обществом младенца в грязи), но вторжение это заставило прислушаться к его требованиям. Сюрреалисты, современники Бретона, указывали на свое зарождение из романтизма XIX века, преимущественно немецкого ответвления с налетом мистики и иррациональности, – к декадансу и символизму. Как предшественников сюрреалисты почитали таких персонажей истории , как Жерар де Нерваль, Бодлер, Лотреамон, Рембо. Лотреамон и Рембо заслуженно назывались непосредственно предтечами сюррреалистической эстетики.

Сюрреалисты вновь открывали имена, как например прозаик и поэт Раймон Руссель, не принятый своим поколением из-за "чудачеств", а также Иероним Босх, которому с этим более повезло. Как философское течение сюрреализм совпадает с непринятием материализма на рубеже XIX-XX веков. Удачное время для пограничных искусств и теорий, недаром сюрреализм назывался недоброжелателями "алхимически-сатанинским действом". В такой неспокойной обстановке над сюрреализмом тяготела социальная практика, влекущая к себе и поэтому подобранная сюрреалистами, она так же вторгалась в устоявшиеся философские и эстетические идеи.

Экспрессионизм, появившийся ранее сюрреализма, испытал нечто похожее, основываясь на спонтанности, как первоначальной человеческой субстанции, независимой от сознательной деятельности. Активность сюрреализма была запущена крайним нигилизмом дадаистов, которые всячески преуспели в отрыве от реальности. В то же самое время образуется экзистенциализм, нечто похожее, но отличающееся методами, так экзистенциализм сосредотачивался на проблеме личности, считая что мир не может быть изменен.

Первым манифестом сюрреализма по сути является не "Манифест сюрреализма"(1924г) Бретона, как принято считать, и даже не предшествующее издание "Магнитные поля" (выполненный автоматическим письмом текст, но прошедший незамеченным публикой), а манифест 1916г, автором которого был румын Тристан Тцара, под названием "Манифест господина Антипирина". Название лекарства от головной боли, употребляющееся автором, не случайно входит в название манифеста. Cловосочетание в духе дадаистов и сюрреалистов. В наше время, в попытке разграничить дада и сюрреализм, первым манифестом сюрреализма искуствоведами называется "Манифест сюрреализма" Бретона, как наиболее подходящий по содержанию. Историки дадаизма считают, что дада основано весной 1916 Тристаном Тцара, Гансом Арпом, Марселем Янко и Рихардом Гюльзенбеком. Поэтому, находя общее между дада и сюрреализмом, стоит учесть, что в таком случае у них один общий манифест.

Развитие сюрреализма часто оценивается по рекламным материалам, ими сами же и выпущенными. Это нужно иметь ввиду, как и стремление Бретона в сторону прогресса сюрреалистического движения в ущерб практическому применению. Ему приходилось подвергать правкам результаты автоматического письма, обстоятельство замеченное еще Пикассо, о чем указывают сохранившиеся оригиналы рукописей.

Автоматизм, автоматическое письмо перекликалось с учением Зигмунда Фрейда о бессознательном поведении человека, чем не преминули воспользоваться сюрреалисты. Бретон основывал многие аспекты движения сюрреалистов на фрейдизме, особенно анализ сновидений. К почитателям Фрейда относился и художник Сальвадор Дали, который в то время проживал во Франции, представлял испанских сюрреалистов вместе с поэтом Гарсия Лоркой. Дали после недолгого членства покинул со скандалом кружок сюрреалистов. Последнее обстоятельство связано еще и с почитанием Дали фашизма в сюрреалистическо-игривом виде, с чем Бретон ни как не мог смирится.

Также в 1915 году, еще ранее, в журнале экспрессионистов был выпущен еще один спорный манифест, с подачи Марселя Дюшана, тогда еще начинающего художника, который можно тоже назвать предтечей дада и сюрреализма, если бы впоследствии Андре Бретон не перехватил бразды правления на себя, но несомненно, что последний со своей группой единомышленников сделал намного больше для процветания безумных искусств, чем дадаисты, практически ознаменовав расцвет сюрреалистической эпохи, за что ему нужно отдать должное.

Памятной датой в истории сюрреализма является 24 июня 1917г, в этот день была поставлена пьеса Гийома Апполинера "Груди Тирезия, сюрреалистическая драма в двух актах и с прологом". Это первое упоминание слова "сюрреализм", как такового, о чем Бретон написал в своем манифесте. Аполлинер призывал ничем не ограничивать полет фантазии. В спектакле помимо прочего происходит превращение Терезы в своего мужа, Терезия, в процессе груди её улетают, словно воздушные шарики, а сама она становится генералом и депутатом, в то время как её муж нашел способ производить силой мысли сорок детей в день. Это уже было не только дада, так как какой-никакой сюжет все же присутствовал.

Вместе с выходом "Манифеста сюрреализма" Бретона, в том же году появились номера журналов "Сюрреализм" и "Сюрреалистическая революция" и даже основан исследовательский центр. Роль такого центра выполняло "Бюро сюрреалистических исследований" в Париже.

В 1924 сюрреалисты издали издевательский памфлет "Труп", цинично предлагая надругаться над трупом писателя Анатоля Франса всем тем, кто этого еще не сделал. Этим они "хоронили коварство, традиционализм, патриотизм, оппортунизм, скептицизм, реализм и бессердечность", по выражению Бретона. В то время сюрреализм опирался преимущественно на литературу, сделав движение крикливым и напористым. Но даже при этом лозунгом сюрреалистов было "искусство не цель, но средство". В следующем же году ими был выпущен еще один манифест, где сюрреалисты именовали себя "специалистами по Бунту", отдаляясь от метафизики поэзии и литературы. В декабре 1929г вышел "Второй манифест сюрреализма" ("Second manifeste du surreaisme"), по счету являвшийся третим. Андре Бретон к тому времени стал членом КПФ, Коммунистической партии Франции, куда вступили еще четверо видных сюрреалистов – Арагон, Элюар, Пере, Юник.

В этом манифесте они пытались и довольно безуспешно привязать постулаты сюрреализма к существующей идеологии коммунистов. Коммунизм воспринимался тогда как революция, а не принцип стабильного управления. Манифест примечателен строками: "Сюрреализм не побоялся стать догмой абсолютного бунта, тотального неподчинения, саботажа, возведенного в правило, и если он чего либо ожидает, то только от насилия. Простейший сюрреалистический акт состоит в том, чтобы с револьвером в руке выйти на улицу и стрелять наугад, по возможности произвольно, в толпу".

Собственно из за заигрываний Бретона с партией среди сюрреалистов начался распад. Многие ушли от основателя, понимая сюрреализм по-своему, выпуская собственные манифесты, к которым относится "Третий манифест сюрреализма", написанный Робертом Десносом, одним из успешных поэтов того времени и покинувшем группу Бретона.

В кружке сюрреализма начались "чистки", инициированные Бретоном, отлучения "вероотступников". Ответом этому был новый памфлет "Труп", адресованный самому Андре Бретону от покинувших сообщество сюрреалистов. С этого и началось разделение сюрреалистов на взгляды и партии, убежденности и течения, поэтому прослеживать дальнейший путь сюрреализма возможно только на дистанции от политических и общественных движений, с которыми он перестал быть связан каким либо образом однозначно, а по определению не могущий иметь общее ни в чем.

В 30-е годы организуются международные выставки сюрреализма - в Копенгагене, в Нью-Йорке и Лондоне, в Токио, в Париже. Кульминацией этого была парижская выставка, после которой обозначился спад сюрреалистического течения. Изменилось время и условия. Дальнейший прогресс сюрреализма основан уже на других ценностях. Переехавший в Америку, как и Макс Эрнст, Сальвадор Дали, ставивший на эпатаж и не отрицающий своего пристрастия к деньгам, обрел нужную аудиторию и последователей. Это можно назвать вторым этапом в сюрреализме, бурной пропагандой с отходом от основ, популяризацией. Начавшийся с отречения от ценностей капитализма сюрреализм таким образом перетек в способ развлечения для буржуазии. Далее в сюрреализме стали преобладать художники, а не литераторы, что сохраняется и по сей день.


Ниже приведен список основной литературной деятельности и первые начинания в живописи, которыми занимались сюрреалисты в период становления. Можно относится к сюрреализму, как к "французскому дадаизму", тем самым не разделяя эти течения. Сюрреализм стал более умеренным дадаизмом, не таким отрицающим и отчужденным.

Impertinentismus (1915г, Марсель Дюшан, название образовано от немецкого "дерзкий", "наглый") – статья в журнале экспрессионистов "Акцъон", предвосхищавшая дада, автор отрекался от всех существовавших на то время живописных стилей.

Манифест господина Антипирина (1916г, Тристан Тцара) – определяющий первые принципы дадаизма: "дада ничего не означает"; "порядок - беспорядку"; "утверждение - отрицанию".

Магнитные поля (1919г, Андре Бретон, Филипп Супо) – открыто проявляется автоматизм, как средство написания текстов. Цикл миниатюр, каждая из которых распадается, не обладая собственной связностью повествования. Бессвязность – один из основных приемов в "Магнитных полях", кроме того присутствует алогизм и и употребление эпитетов из разных смысловых рядов.

Первые коллажи Макса Эрнста (1919г) – начало экспериментирования художника с вырезками из гравюр, научных книг, рекламных проспектов и создание из них сюрреалистических коллажей.

«Внутриутробное рождение Сальвадора Дали» /The Intrautirine Birth of Salvador Dali (1921г, Сальвадор Дали) – первая картина Дали, выполненная в сюрреалистическом стиле.

Манифест сюрреализма / Manifeste du surrealisme (1924г, Андре Бретон) – документ, направляющий и осмысливающий сюрреализм как новое течение.

Растворимая рыба/ Poisson soluble (1924г, Андре Бретон) – состоит из большого числа (32) фрагментов, которые не столько автоматически бессвязны, сколько предвосхищают живопись сюрреалистов. Сдвиг в сторону эротики и сновидений, некоторого кошмара и загадки. Первые эксперименты с метафоричностью, взаимоисключающими понятиями и ассоциациями открывают дорогу к последующему экспериментированию с образом и словом.

«Заблудившийся жокей» (1925г, Рене Магритт) – первая сюрреалистическая картина Рене Магритта, задавшая стиль его метафизической манере живописи.

Надя/Nadja (1928г, Андре Бретон) – история встречи с незнакомкой, написанная весьма традиционно, без уклона в автоматизм и бессвязность, но происходящая в "мире внезапных сопоставлений и ошеломляющих совпадений", как отзывался сам автор. В итоге героиня оказывается в психиатрической лечебнице, как само собой разумеющееся.

Парижский крестьянин (1926г, Луи Арагон) – от остальных сюрреалистических произведений Арагона это отличается тем, что похоже на еще один манифест. Подтверждением того, что теория и практика сюрреализма тесно переплетались, служит предисловие к книге, кроме того это образец сочетания чудесного с повседневным, конкретного с абстрактным. Здесь нет крайней степени абсурдности, как в автоматическом письме, в целом стиль описания близок к мифотворчеству.

Приблизительный человек (1925-1930, Тристан Тцара) – поэма, содержащая нескончаемый поток слов, текущих без заглавных букв и знаков препинания, нечто психоделическое. Одно из центральных произведений Тцара в этот период.

Сюрреализм в свете дня (1946г, Рене Магритт) – еще один манифест, где Магритт противопоставляет парижскому направлению сюрреализма свое собственное видение задач искусства и трактование сюрреализма.

Кровь ягненка (1946г, Пейре де Мандиарга) - как и многие другие произведения этого автора, насыщено фрейдистскими символами, мистикой. Но как относящееся к более позднему периоду сюрреализма, имеет в себе тенденцию принятия многих форм искусства, сюрреалистами некогда осужденных.


_____________________________

    Фома Тутуров 21.12.2014


еще на сайте статьи, рассказы:
Современный сюрреализм
Сюрреализм 2.0
Выбраться из комнаты

fomiash I живопись I графика I статьи I книги I автор I карта сайта


мобильная версияартефактыкомиксыархивновости и событияRSS