Сюрреализм
RU
-------

Сюрреализм 2.0












   

Вселенная абсурдного человека - это вселенная льда и пламени, столь же прозрачная, сколь и ограниченная, где нет ничего возможного, но все дано. (А.Камю)

Что такое СЮРРЕАЛИЗМ 2.0? Назвать можно как угодно, главное, чтобы предназначение всегда оставалось на своем месте. Вот здесь я написал уже, что такой в корне противоестественный реальности жанр, как сюрреализм, не поведет себя банальным образом, просто встав в ряд других "-измов" от искусства. В этом его основная притягательность для меня.

Истоки сюрреализма возникли на фоне переосмысления ценностей, основной его расцвет пришелся на послевоенный период в Европе. Сюрреализм как-бы обещал, что все будет "по-другому", ведь следовало начать новую жизнь, еще слишком свежи были воспоминания о превращении размеренной жизни в хаос войны. Как видно впоследствии, этот жанр не стал панацеей от болезней общества, да и влияние его было лишь в рамках деклараций, выставок да манифестов. В общечеловеческом же плане Фрейд принес больше неразберихи, чем частично основанный на его доктринах сюрреализм. В наше время, когда аналоги сюрреализма - бред, треш, всевозможные "сенсации", в общем все то, что может отвлечь от рутины, скуки, офиса и огорода, вся эта не имеющая к действительности никакого отношения информация, работает как спасительная пилюля, помогающая людям временно уйти от выхолащивания реальности. Что нужно этим искателям необычного "на час"?

Зачем простым гражданам подвергать себя испытаниям, противопоставляя привычную реальность и ахинею? В этом случае именно ахинея, так как более элитарное мировоззрение, чистоплотное морально, все таки предпочитает некоторую изысканность, отдавая себе отчет о целях и намерениях, пусть даже мне затруднительно перечислить эти предпосылки.

То, что происходит ныне - называется "смешение жанров", на фоне увядания, самоизноса отколовшихся традиционных направлений, четко регламентирующих свои границы, происходит подготовка к благоприятному проникновению одних течений в другие. Усердие, с каким началось это перемешивание вод в устоявшихся омутах, скоро должно привести к принципиально новым подходам, средствам осмысления реальности. Но так как условный рецепт Обобщатора не найден еще, приходится терпеть этот выплеск "теорий", "разоблачений" и шарлатанства, надеясь, что пазл уляжется в совершенно новую картину, а не ту, к которой был напечатан.

Какое имеет к этому отношение сюрреализм? Все дело в расстоянии. Если между реальностью и уходом от нее расстояние значительное, то можно провести границу, и увидеть, что там вдалеке от реальности происходит что-то интересное. Тенденция же подменять действительность, насколько хороши попытки бы не были, вертеться вокруг реальности этаким пуделем на привязи - это то самое шарлатанство и есть. Если ранее старались отойти как можно дальше от действительности, так, что бывало и не возвращались, то ныне сидеть "на должности", но боясь промочить ноги за порогом, в порядке вещей.

Все, что может расшевелить человечество, находится ИЗВНЕ. Хотя сейчас ему не до этого, ведь идет тотальная "ревизия" ценностей, уже им накопленных. Закостеневшие устоявшиеся мнения, но часто противоположные по содержанию, а иногда даже не предполагавшие существование друг друга, как аборигены Австралии далеки от балета, сталкиваются в миллионах миксеров, в них превратились головы людей.

Из этого что-нибудь, да выйдет. Можно сказать только, что старое не останется прежним, поэтому то я и зарезервировал название СЮРРЕАЛИЗМ 2.0 на всякий пожарный случай. Возможно сверхреальное сыграет в этом процессе упорядочивания всего немаловажную роль. Предположение, что можно будет "переключаться" между уже сложившимися традициями в рамках того или иного вопроса, слишком громоздко, чтобы остаться как есть. Можно предположить, что за стадией перепроверки чуланов может довольно быстро закончится ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕМ найденных ценностей, в темпах, сопоставимых с нынешними темпами развития всего. В альтернативном варианте неразбериха протянется еще долгое время, приспосабливаемость и беспрекословная вера на местах в "то, что нужно" для решения конкретной задачи совершенно обесценит понятия "опыт", "факты", "доказательства".

Зрелый век развития нынешних культурных цивилизаций, как ни напыщенно это звучит, подразумевает и зрелый подход к решению задач (деловой подход), что ж, вполне возможно, что этак лет через пять-десять пациентов будут отправлять в странствие по совершенно сюрреалистическим мирам каким-нибудь интерактивным способом, а все только для того, чтобы увидеть оттуда реальность, облегченно вернутся к ней и продолжать полноценно работать среди принтеров и факсов. Элитарный подход означает другое - поиск и развитие, так как без апгрейдов в современном мире тяжело не только электронным прибамбасам, но и специалистам. Кроме того, чтобы обществу полноценно развиваться, в нем в равной мере должны присутствовать радикализм и консерватизм, почти поровну. Противоположности. Может быть новой способностью людей будущего станет играть сразу и белыми и черными фигурами в шахматной партии, но в обоих случаях выигрывая. То есть нахождение благоприятного варианта во взаимоисключающих и противоположных задачах. К этому и приблизился более всех сюрреализм. Здесь я как бы прошелся грязной тряпкой по принципам и заветам искусства, не любящего четких формулировок. Постараюсь это исправить.

К несчастью абстракционистов, которые сразу не сформулировали утилитарную сторону квадратов и закорючек, не объяснили, что это закорючки эти НОВЫЕ в мире этом еще не бывшие, вот к этому недоразумению относится то, что в верхних слоях рассчитывают только на барыши, а в нижних кругах абстракционистов идет непрекращающаяся ругань за неимением материальных поощрений. У первоисточников это же были этакие абстрактные перфокарты, которые для метафизических ЭВМ пытались объяснить смысл, а не требовали решения математических формул. Совершенно новые задачи.

Также дело обстоит и с сюрреализмом. Только здесь нужно включать больше воображения, это уже не перфокарты. Живое напоминание, что есть более двух вариантов решения ситуации, рассматривание ощущения реальности как частного случая, а не уникального, так как обычно представление это основывается на стереотипах и упрощенных стандартах. Сейчас как раз и идет конфликт между пониманием того, что окружающая жизнь оказалась невероятно многогранна и то, что упрощенные правила восприятия её никуда не годятся.

Скорее всего обновление 2.0 не будет направлено на массовость, в чем был "конек" предшественника, по крайней мере и о "самокопании" по Фрейду тут уже мало чего останется. За техническим прогрессом гнаться не резон (быстро устаревает), а к моде прилип ярлык пустой скандальности. Мимолетность этой скандальности и скоростной популярности уже может длиться не дни, а даже часы, что наверняка кроме послевкусия не оставляет ничего. Возвращаясь к началу темы, хочу уточнить, что не нужно ждать войны, чтобы появилась острейшая потребность в уход к другой, сюрреалистической, реальности. Исходя из вышесказанного, спрос на другие ипостаси действительности есть всегда. Но опять все упирается в расстояние. Можно промчаться вдоль борта реальности, окатив пассажиров брызгами, а возможно купить билеты на совсем другой пароход, как бы странно он не выглядел.

17/07/2013 Фома Тутуров

еще на сайте статьи, рассказы:
Калибровка монитора   Курсы живописи
Перспектива в живописи   Современный сюрреализм
Энтропия глазами художника
История сюрреализма Размышления о природе искусства
Принцип построения 3d картин на асфальте

fomiash I живопись I графика I статьи I книги I автор I карта сайта