Босх и минимализм
RU
-------











   

Картины Босха и минимализм


Минимализм явился камнем преткновения не только для метафоричности и символизма в живописи , но и существовавшей веками целевой аудитории искусства. В целом это предназначенный для широкой публики порядок вещей, формы и цвета. Упрощенность его с одной стороны говорит о более доступном преимуществе для компонентов отдельно взятой минималистической системы с минимальными затратами, в том числе и материальными.

С другой стороны также и в дизайне технический инструментарий и возможности современного изготовления вещей и материалов могли бы плодить изощреннейшие плетения, узоры, рельефы и кружева без особых для этого производства дополнительных затрат.

Почему же так произошло, что более предпочтительно простое внешне содержание и незамысловатость? Копируется в пластике мебель кубическая, «безугольная», но никак не резные столы и стулья доставшиеся из антиквариатной лавки. Просто напросто вместе с общедоступностью сменился слой общества, на которое нацелены работники от искусства.

Казалось бы - какая связь между простотой мышления индивида и окружающей его обстановки? Ведь этот индивид как правило не обрезает самостоятельно секатором в саду слишком «непростые» для его восприятия ветки деревьев и кустов? Мне кажется, что обычный человек не задумывается сознательно о таких вещах, но вот ландшафтный дизайнер пожалуй может и спохватится, читая это предложение.

Указанная в вопросе связь подразумевает, что предмет сложной формы труднее обрабатывается и воспроизводится при надобности затем в голове любого человека, чем вещь более простая и запоминаемая. Как если бы мысленное напряжение при представлении того или иного операнта была сопоставима с нагрузкой на процессор компьютера при работающей программе трехмерной графики.

Странно, что мода в дизайне на сокрытие каких-то узаконенных в обществе недостатков не задумывалась о таком вопросе. Ведь чем более предпочтение человек отдает минимализму, тем яснее становится окружающим состояние его внутричерепного обработчика данных. Как если бы он сразу вешал на себя соответствующую табличку.

Если же некий гражданин ежедневно вполне нормально ориентируется в пространственном нагромождении разнообразных по всем параметрам предметов, то соответственно легко обрабатывает такой массив данных и возможно, что сознательно создает такой декор для поддержания своих мыслительных процессов «в форме» в качестве тренажера. Спартанская простота скорее будет угнетать его и не удовлетворять.

Это все говорится про дизайн, в живописи все обстоит куда интереснее. Вдобавок к уже сказанному требуется подключать воображение к распознаванию сложных предметов не в пространстве, а на плоскости и выявлению в них объема и протяженности. Само собой, что минимализм стал плоским, совсем не желая стремится к изображению каких-то объемов и перспектив, сократив во много раз содержание информации в отдельной картине.

В архитектуре сложная лепнина, множество деталей, узоров и нестандартная геометрия могут не только мистифицировать не готовых к этому людей, но и подавлять их способность к рассуждению. Такие приемы можно встретить в архитектуре тоталитарного режима (вообще правительственной), о каком веке не шла бы речь, в религиозной, в питейных клубах. Ощутить сложность и непостижимость бытия проще под сводами готического собора, что заставляет заметить что-то и ощутить вне самого наблюдателя, но если он готов к этому.

В последней фразе заключено как бы предостережение и возможность получения психологической травмы при посещении сложносоставленных и густодекорированных мест любителям минималистической обстановки.

Если же говорить о потере символизма для минимализма, то произошло это также при смене аудитории. Часто скрытый смысл в комбинации символов может явно говорить о своем наличии, но при этом не раскрывать своего содержания без размышлений на эту тему. Поэтому при выборе из нескольких таких «ребусов» на прилавке в среднем люди выбирают простое (минимальное) содержание, а в предпочтении имея – вообще его отсутствие. Однако полное отсутствие содержания не украсит их быт.

Наличие специально подготовленного человека при приобретении предметов искусства стало незаменимым в этой ситуации, тем более что значащие символы могут быть в наличии и в простой композиции. Однако стремясь улучшить продажи, эти кураторы выбирают более- менее бессмысленные композиции (в чем судить можно явно), контролируя интерпретацию предмета.

Этот контроль распространился также на все современное искусство, изымая спорную сторону из самого предмета искусства во владение его толкователей. Но если говорить про минимализм, то здесь присутствие какого-либо знатока при продаже не требуется, что сводит на нет дефицит последних и позволяет добиться какой угодно массовости продаж в массы. Предпочитаемый здесь покупатель никогда не захочет иметь своего мнения на что-либо выше минимализма.

Однако народные традиции разных стран, украшения, часто геометрически узорны и сложны (но редко содержат скрытый смысл), что может утверждать о готовности предков в большей степени использовать мыслительные способности, чем сейчас, тем более часто такие способности были связаны с выживанием, а не бизнесом или самоутверждением в обществе.

Это свидетельствует также о том, что общественные декорации сейчас и тогда по-разному воспринимались в широком доступе и построены были наверняка для привлечения людей, чем их отпугивания или угнетания. Убранство королевских апартаментов скорее вызывало восхищение и зависть, чем современное стремление к минимализму внешнего содержания предметов быта. Что не распространяется на их количество, как ни странно.

Такие «богато украшенные» (в прямом и переносном смысле) апартаменты, одежда и прочие личные предметы символизировали не только достаток их владельца, но и его руководящий статус, сложность и масштабность решений, с которыми ему приходится иметь дело. Из этого и складывалась их видимая величественность, если не считать материальных затрат на производство (сейчас упрощены).

Такие суждения о предпочтениях человека в сторону минимализма могут с точностью до одного процента судить о IQ последнего и способности к воображению, нестандартным выходам из ситуации, конечно не в его пользу.

___________________

       Фома Тутуров 02.01.2013

   

еще на сайте статьи, рассказы: Зомби в Эрмитаже
Калибровка монитора   Вирус в угольной шахте
Перспектива в живописи   Современный сюрреализм
  Сюрреализм 2.0

fomiash I живопись I графика I статьи I книги I автор I карта сайта


мобильная версияартефактыкомиксыархивновости и событияRSS