Paints not  dead!
RU
-------

Paints not dead!


Проблема искусства и дальнейшее развитие живописи













   

Чтобы привлечь внимание к какой-либо идее художник может сделать одно из двух - убить себя или написать картину. Второе предпочтительнее, так как хороших идей больше, чем хороших художников.

По стечению обстоятельств последние полгода я не притрагивался к краскам. И на исходе этого отстранения от кистей и мольберта попытаюсь сформулировать, насколько это возможно, непредвзятый взгляд со стороны на, казалось бы, очевидные вещи, но очевидные человеку находящемуся в процессе, а не вне стен мастерской.

Тенденции к чему либо есть всегда, так же и в живописи - пессимисты уверяют, что искусство сейчас впало в кому, оптимисты надеются на новые благоприятные обстоятельства, и тем не менее все продолжают заниматься своим делом. При этом само понятие художественного восприятия подразумевает осознание безграничных возможностей искусства. Поэтому надеюсь, что оптимизм - хронический признак художника и таких большинство. К тому же хорошее настроение стимулирует воображение.

Оговорюсь, что "безграничные возможности" в данной среде, а не допустим в политической, шизофренически-психоделической, также любой идеологической или материальной ипостасях. Такие смещения возможны и есть, но это конвертация и размен, а не какой-либо прогресс искусства. Художник, по определению, должен сухим выйти из любого из этих омутов, чтобы рассказать, что там, на дне, исполняющая желания золотая рыбка или её разлагающийся труп.

Несомненно, чтобы осуществить такую авантюру ему нужно быть выше всего этого и стремится к более вечным целям, хотя бы для успешности мероприятия. В общем то этого было бы достаточно, но условия реальной жизни требуют отдачи в виде различного рода недолговечных материальных и моральных потребностей, при этом искажая , так скажем "причуды" художника в сторону полезности применения. Не удивлюсь, что именно в таком конфликте вечного с действительностью и появляется такая черта характера, как скептицизм на грани язвительности или претензии к мирозданию, хотя в той или иной мере осознаваемые и при любом показателе реализации вышеупомянутых потребностей. Отсюда проистекают пессимистические настроения в художественной среде.

Кроме своих собственных причуд художнику приходилось и приходится иметь дело с «барскими причудами», заказчиками, от которых он материально зависим, а также с относительно недавних пор и с «холопскими причудами», если выражаться в ключе данных сочетаний. Проще говоря незамысловатое народное развлечение. В общем то непонятно – или народное творчество обращается к услугам профессионалов, вконец иссякнув и обленившись, или , и скорее всего, это результат перераспределения и уравниловки в демократическом обществе, где все используют право голоса гражданина, оставаясь «холопами» и крепостными во власти антииндивидуализма. Выбор масс дает только рейтинг успешности, но в той же мере от этого зависят и непосредственные заказчики картин художника, как ни странно здесь выглядят убеждения, что набитый бумажник дает свободу и независимость выбора.

Буду непоследовательным и вернусь к внедрению, вольному или невольному, художественной составляющей в другие всевозможные дисциплины. Если с живописью все понятно, проверку и ревизию там должны проводить красота и гармония, по сути это «выпрямляющее» (идеализирующее) зеркало для избранных явлений в реальности, отбрасывающая все ненужное, как антипод кривому зеркалу, то касаемо общественных отношений, быта, дизайна, ремесел, и прочего, есть некоторые подводные камни, как обратная попытка этих явлений навязать что-либо художнику, ограничить его возможности, и в конце концов заставить его пойти на всяческие компромиссы.
Что является проблемой искусства и тормозит дальнейшее развитие живописи.


Понятно, что живописание само по себе не существует, все его закономерности изобрели люди, но есть несколько особенностей, по которым этот процесс можно назвать очень подходящим для отображения максимально напрямую визуальных и, главное, воображаемых объектов, и еще главнее – мыслительных процессов и взаимосвязей. Есть куча других способов построения визуальных эффектов и объектов, но достижение уже достигнутых результатов просто другим способом – это занятие более привлекательное процессом, а не конечной целью.

Копирование визуальных объектов сейчас подвергается пересмотру, так-как расцвет фототографии поглощает эту часть живописи, фотошоп добрался до воображаемых и несуществующих сцен, казалось бы, щелкнуть на спуск гораздо легче и продуктивнее, чем тратить кучу времени у мольберта. Но прежде чем так утверждать нужно иметь с чем сравнить, обычно так рассуждают люди не видевшие вживую картины, написанной маслом.

Да и что еще, кроме многовековых традиций живописи, может выбрать человек, художник, мысли которого привязаны к извлечению вечного из повседневного?

Самое интересное, что такие побочные проявления живописания как уединение на время написания картины, сосредоточенность, формируют то, что будет изображено. Хороших идей всегда приходит меньше, чем объем памяти на цифровом фотоаппарате. Самые лучшие из них помогает выбрать долгий и, как некоторым кажется, монотонный и непрактичный процесс написания картины. Само принуждение тут не имеет место быть, и как только я найду время взяться снова за кисть, то тут же спрошу себя – как я мог сомневаться в живописи?





      ____________________________________
       Фома Тутуров , 26.12.2011

   



еще на сайте статьи, рассказы: Размышления о природе искусства
Калибровка монитора   Эксперимент "Ташизм"
Перспектива в живописи   Современный сюрреализм

  Сюрреализм 2.0

fomiash I живопись I графика I статьи I книги I автор I карта сайта