Перцептивная система переспективы в живописи и рисунке .Б.В. Раушенбах Пространственные построения в
изобразительном искусстве/ линейная-прямая
RU EN
















   

ПЕРСПЕКТИВА В ЖИВОПИСИ



Перспектива в рисунке и живописи описана во многих литературах по искусству, следущая теория объясняет эту перспективу как одну из вариантов общей перцептивной системы перспектив, причем использование каждого аналога актуально только для определенной композиционности.

Перцептивная система перспективы


Полностью все это рассматривается академиком Б.В.Раушенбахом в книге "Системы перспективы в изобразительном искусстве", вкратце хочу описать обстановку в ней, сам я не пользуюсь перспективными построениями, однако там можно почерпнуть много информации для размышления.

Кроме описанной здесь прямой (линейной) перспективы существует еще аксонометрический способ построения и обратная перспектива, о них автор рассказал в главе пятой "Аксонометрия и обратная перспектива", также им сформулированы понятия "геометрически противоречивые системы".

Итак во-первых (уже начался пересказ текста) видимое пространство выстраивается не только глазом - изображение на сетчатке глаза по-особенному обрабатывается мозгом (подробно в главе шестой "Зрительные иллюзии").

Из-за этого недостатка построения при ренессансной перспективе предметы дальнего плана визуально меньше получаются на картине, чем должны быть исходя из пропорционального уменьшения по расстоянию (однако это не означает, что подобный метод неправилен, ни один из способов объемных построений не идеален). Перед художниками встает задача- какой из недостатков устранять, видно улучшить систему расчета проецирования оказывается легче, чем изменить зрение хомосапиенса.

В качестве примера рисунок из книги, прошу не обращать внимание пока на указатели и подписи к схемам, постараюсь объяснить своими словами. Если взять человека да приклеить головой к потолку где нибудь в библиотеке или музее, где поблизости есть колонны и пол уходит до горизонта, примерно такой вид ему откроется.

иллюстрация из книги Системы перспективы в
изобразительном искусстве Б.В. Раушенбах


Линия горизонта и потолка будет на одном уровне с его глазами (такие малые расстояния как высота лба округлены) и естественно верхние торцы колонн тоже будут в этой плоскости. Суть в том, что если уменьшить колонну пропорционально расстоянию до нее, размером она будет как та, что справа, но до потолка не достанет. Естественно нужно растянуть её и все дела! Однако не все так просто, существует несколько способов "растягивания", то бишь деформации тел для устранения таких погрешностей, но согласно иным видам линейной перспективы.

Автор упоминает о неисчислимых множествах подобных способов, но остановимся на нескольких примерах из его книги.

При таком близком расположении колонны в реальности верхняя её часть была бы ближе, чем основание к наблюдающему и та недостача высоты (h) была бы иной, но была бы все равно по расчетам перспективы времен Ренессанса. Однако в материале "Системы перспективы в изобразительном искусстве" такие погрешности расматриваются в свете условных расстояний, тем более далее эти погрешности приобретают такие рамки, что нужно выбрать только одну из систем перспектив, чтобы рисунок от руки вписался в эти границы.

Одним словом, если вы можете "на глаз" следовать ренессансной или какой другой перспективе - однозначно попадете в допущенные значения, а если нет, то приобретайте инженерные программы вычислений и изучайте вторую часть книги с формулами.

Слева направо столбцы вариантов перспектив (по трем планам построения вертикально).

Причем [*] сугубо для предмета, не учитывая его расположение относительно пространства, так [*] рисовали до эпохи Возрождения, правильно отображая только пропорции предметов, а не всего в целом. Если такие заштрихованные грани (или выделенные ребра кубов) попадаются у других вариантов перспектив, то значит та грань (или ребро) эгоистично отображает правильно форму объекта, которому принадлежит, но в данном положении не изменится и с точки зрения перспективы. [R] для Ренессанса и далее следуя эволюции.

Заметно, что только у [R] имеются фигуры (дальний и ближний план) без выделенной грани, но зато между ними предмет полностью соответствует своим собственным пропорциям. В остальных примерах та или иная грань равна [*] (столбец [*] не может существовать внутри всеобщей перцептивной перспективы, но отображает желаемую форму предмета), как некая борьба между композиционной перспективой и правильным построением отдельного тела.

иллюстрация из книги Системы перспективы в
изобразительном искусстве Б.В. Раушенбах

Как выбрать перспективный способ для той или иной композиции? Напомню, что есть передний план , средний и дальний планы.

итерпретация иллюстрации из книги Системы перспективы в
изобразительном искусстве/ Б.В. Раушенбах

Нужно определить какие планы на картине преимущественные и выбрать из таблицы тот столбец, где погрешности для этих планов минимальны (сравнивая по отношению к [*] ).

Например ренессансная перспектива удачна для композиций с главным срединным планом- корабль в море, трактор в поле, находящиеся на среднем плане. Пропорции предметов на рисунке соответствуют каждый своему плану, но если вам попадется объект вытянутой формы, лежащий одновременно на нескольких планах... Начинаются сложные вычисления. Такое отношение автора к достаточно легко решаемым вещам для художника сначала непонятен, но писалось это все академиком, что подразумевает обстоятельный подход к делу.

Остальное обсуждение посвящено состыковке объектов в пространстве и между собой, также например, рассматривая перспективу интерьера можно понять, что объем этого самого помещения и есть тот объект занимающий несколько планов, и как максимально правильно изобразить плинтус в таком случае.

Материал будет полезен также фотографам, и даже оказалось автор задумался над созданием этой книги разрабатывая управление для ручной стыковки космических аппаратов.

____________________________________

Вариантная перспектива в рисунке и живописи
____________________________________

Вариантная перспектива в живописи и рисунке
____________________________________

Вариантная перспектива в рисунке и живописи
____________________________________

Вариантная перспектива в рисунке и живописи
____________________________________

Вариантная перспектива в живописи и рисунке
____________________________________

fomiash сентябрь 2009

   



еще на сайте статьи, рассказы: Стилус и кисть, качество и сюжет
Сказка о четвертом измерении  Калибровка монитора
Современное искусство   Антидизайн
Пространственные построенияСовременный сюрреализмtachism Китайская версия сайта

fomiash I живопись I графика I статьи I книги I автор I карта сайта


артефактыкомиксымобильная версияновости и событияRSS