чёрно-белые рисунки
современный сюрреализм
Глазами художника
RU
------


















   

ЭНТРОПИЯ ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА


"Я наверное сделал бы вселенную гораздо красивее и удобнее, чем Бог. Звезды напр. сделал бы всех цветов. Деревья с синими, фиолетовыми и шоколадными листьями, а также с членами и влагалищами, человека сделал бы с крыльями и т. д. Вселенная не остроумна и не корректна."
Борис Поплавский    


ЭНТРОПИЯ ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА
Энтропия – мера отклонения реального процесса от идеального. Значит, придется закрывать глаза или на то или на это. Художники реализма (особенно бытового), например, всегда имели максимальное значение энтропии в промежутке до сюрреалистов (сверхреального).
( Так как мне нужно вставить сюда пару заголовочных слов, из соображений оптимизации, то не удивляйтесь, если будут попадаться странные фразы наподобие «Энтропия глазами художника», или даже «Художники глазами Энтропии»).

Бытует мнение, и довольно популярное, что люди исключительных способностей появляются во-первых за счет уникальной даты рождения, то есть например при старте карьеры в хоккее – при наборе в детскую спортшколу преимущество имеют рожденные раньше среди одногодков ( например декабрьские слабее физически при сравнении с январскими). Во-вторых, это какое-либо другое удачное стечение обстоятельств, более узкоспециализированное, чем дата появления в роддоме: наследство, связи, потомственные знания от родителей, удар молнии в нужное место и тд. К примеру умник, который сформулировал эти два способа, наверняка сделал это не от свалившейся на голову лотерейной удачи, а может быть от попадания в то же место простого кирпича.

Не буду вдаваться в подробности этой теории, скажу только, как она выглядит в одном предложении. Это как если бы вместо Эйнштейна или Стива Джобса в люльку подкинули незаметно кого-то из нас, простых смертных, и вышло бы тоже самое. Все дело в обстоятельствах. Можно фильм снимать об этом с ходу, в Голливуде. Но сдается мне, что если наоборот – вместо диспетчеров в аэропортах, продавцов в супермаркетах, разносчиков пиццы, начальников монтажных цехов, полировщиков ногтей, парикмахеров, почтальонов, в общем вместо всех остальных, подкладывали в младенчестве по маленькому Эйнштейну или Джобсу, то вели бы они себя в дальнейшей жизни намного умнее и сообразительнее.

Это что касается «судьбоносности» одаренных личностей. Скажу сразу, что именно здесь разговор про неких способных людей, что в определенный момент времени и определенных условиях смогли «связать несвязанное» или «соединить несоединяемое». То, что мы наделяем их какими-то внешними атрибутами, общими чертами, кроме этих заслуг, к сожалению используется во вред последним.

Представим, на нашем земном шаре, среди миллиардных населений и паре человек на орбите, имеется персонаж, который может коренным образом повернуть прогресс истории в новое русло, непрогнозируемое конечно, то есть на расстоянии энтропии от вялотекущего. Но это не генерал вооруженных сил, не психопат с ядерным чемоданом, не носитель новой смертельной болезни, как уж я упомянул слово «прогресс». Хотя заранее конечно предвидеть нельзя.

Какова вероятность, что этот человек будет одеваться по-европейски стильно? Какие у него шансы получить стипендию в Гарварде? Какие связи приведут его в Министерство Культуры или Науки? Думаю, что такие-же возможности, как и любого из нас, в конце концов, по теории вероятности, это скорее будет китаец.

Ну вот, в целом наверное понятно, все остальное производные от этого «универсума гениальности» , разделенные само собой энтропией от влачащих свое существование в реальности. Ниже уровнем – стремящиеся быть похожими на стереотип. Заменим слова поворота в «новое русло истории» на половодье в берегах живописи. Трудно сказать, откуда пошли эти ужасные береты на художниках, то ли от боязни попадания волос на красочный слой, или бликов в глаза, то ли от дурного сглаза, но явно не от хорошего вкуса. Одно дело в мастерской, но повар, выходя из пекарни снимает колпак, токарь скидывает рукавицы, а человек рассеянный, по профессии художник, напрочь об этом забывает.

Насколько вероятность сложится так, что родится чрезвычайно одаренный рисовальщик, можно сказать «выпадет на палитру из утробы», чтобы при этом сложилось так, что он будет впоследствии гарцевать в широкополом берете, соответствовать званию? Допустим, мода на береты распределилась пятьдесят на пятьдесят, тогда если опять же допустить рождение такого младенца раз в десятилетие, то по новым поправкам ждать его двадцать лет. (Одного пропускаем, как несоответствующего стандарту).

Поэтому если вы требуете от художников что-либо, кроме их прямого предназначения, помните, от этого они будут рождаться реже. Конечно, берет это только грубый пример, может быть куча других стереотипов, инициирующих в обществе «настоящего художника», некоторые из них вполне приветствуются мастерами кисти и берета , в частности ходят упорные слухи, что художник должен переспать с каждой натурщицей, позирующей ему для картины или просто попавшейся на глаза. В противном случае трудно сказать, художник он или кто.

Возвращаясь к вопросу о подмене новорожденных, подумалось мне, что если вдруг кто изобретет машину времени и займется этим делом всерьез, то пожалуйста того художника с мольбертом, которого я видел на днях исправно пишущего на набережной, обменяйте на Церетели, они вроде подходят по возрасту.

К сожалению, распределение такое случайно в природе, у природы нет мозга и нервной системы чтобы размышлять, это только обобщающее слово, совокупность. Тем не менее для большинства обладателей серого вещества, которые обладают способностью думать, трудные решения подчиняются закону «природа рассудит», полагаясь, в контексте, только на счастливую случайность. Наверняка, «все дело в обстоятельствах». Как все противоречиво под светом Луны и Солнца! Как тут не пожелать шоколадных листьев и радужных звезд?

___________________

       Фома Тутуров 09.03.2013

   

еще на сайте статьи, рассказы: Зомби в Эрмитаже
Калибровка монитора   Курсы живописи
Перспектива в живописи   Современный сюрреализм

fomiash I живопись I графика I статьи I книги I автор I карта сайта